Право потерпевшего иметь представителя — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги

Проект федерального закона О потерпевших от преступлений.
Защита прав потерпевших в уголовном деле В нашей стране количество зарегистрированных преступлений каждый год остается на стабильно высоком уровне.
Следует помнить и о латентной преступности, ситуации, когда потерпевший от преступления не обращается в полицию за поиском преступника и привлечения его к уголовной ответственности.
Либо на обращение потерпевшего следует вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Также многие тысячи преступлений остаются безнаказанными по той причине, что дело приостанавливается, прекращается по различным основаниям, а о соблюдении прав потерпевшего редко кто задумывается.
Сложно представить, но по сути лицо, совершившее преступление находится в гораздо более привилегированном положении, чем лицо, в отношении которого совершили преступление.
Подозреваемому, обвиняемому или подсудимому предоставляется возможность выбора адвоката, при невозможности оплатить услуги адвоката предоставляется бесплатный адвокат по назначению , услуги которого оплачивает государство, т.
налогоплательщики, среди которых находится и сам потерпевший.
Потерпевший не имеет права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, более того, потерпевшему бывает даже не с кем проконсультироваться.
Зачастую следователь озабочен своими интересами получить плюсик за проделанную работу, отчитаться за тот или иной показатель, при наличии юридической возможности передать уголовное дело в любом направлении, чтобы не заниматься расследованием самому , кроме того, следователь дознаватель, как правило, никуда не торопится солдат спит, служба идет.
Кто же должен защищать интересы потерпевшего.
Предположение о том, что защиту потерпевшего осуществляет прокурор и тоже ошибочное.
Государственный обвинитель появится только на стадии рассмотрения уголовного дела в суде если дело еще дойдет до суда , и вряд ли поможет потерпевшему правильно выстроить свои показания , составить гражданский иск или обеспечить явку свидетелей.
К сожалению, очень часто потерпевший наблюдает картину , когда прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде совершенно не знаком с материалами уголовного дела, и по ходу процесса судорожно листает тома дела, пытаясь сформулировать хоть какие-то вопросы свидетелям, потерпевшему и подсудимому.
Подозреваемый обвиняемый имеет право отказаться от дачи показаний , не свидетельствовать против себя самого, в суде имеет право сам выбирать на какой стадии он будет давать показания.
Потерпевший имеет больше обязанностей нежели прав.
Поэтому следует признать, что потерпевший в уголовном деле находится в более сложном процессуальном положении, чем все иные участники процесса.
Именно по вышеуказанным причинам все большее количество граждан, в отношении которых совершены преступные действия стремятся как можно скорее обратиться за помощью к адвокату.
Профессиональный адвокат сразу после совершения преступления сможет включиться в процесс защиты прав потерпевших , в частности адвокат по защите прав потерпевших может последовательно оказывать следующие услуги своему доверителю.
-юридическая консультация;.
составление юридически грамотного заявления в правоохранительные органы для скорейшего возбуждения уголовного дела;.
участие в допросах потерпевшего;.
участие в очных ставках между потерпевшим и свидетелями, потерпевшим и подозреваемым обвиняемым; участие наряду с потерпевшим в иных следственных действиях;.
в ходе производства по уголовному делу.
составлять и направлять ходатайства об истребовании доказательств следователю или дознавателю; обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела , постановление о приостановлении уголовного дела , постановление о прекращении уголовного дела ; самостоятельно собирать доказательства в изобличении лица, совершившего преступление; составить и предъявить гражданский иск о взыскании ущерба, причиненного преступлением и компенсации морального вреда; представлять интересы потерпевшего в суде ; при необходимости обжаловать действия бездействие дознавателя, следователя, прокурора, суда в вышестоящие инстанции; при излишней мягкости приговора обжаловать его в вышестоящий суд.
В нашей практике бывали случае, когда постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.
264 УК РФ нарушение правил дорожного движения повлекшее, причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть приходилось обжаловать в рамках одной доследственной проверки более десяти раз.
Несмотря на категоричную позицию следствия в т.
начальника отдела следствия о том, что потерпевший сам виноват уголовное дело после подачи жалобы заместителю прокурора области было возбуждено, а следователи, затягивавшие процесс расследования, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Описываемая ситуация показывает, как важно иметь опытного адвоката потерпевшему.
Совершенно очевидно, что, действуя самостоятельно, потерпевший никогда бы не смог добиться возбуждения уголовного дела и привлечения виновного к уголовной ответственности.
Адвокат, представлявший интересы родственника погибшего , признанного по делу потерпевшим написал восемь различных ходатайств о совершении различных процессуальных действий по получению необходимых доказательств, каждое из которых было удовлетворено.
По делу в общей сложности было проведено девять экспертиз.
Опрошено несколько десятков свидетелей, все это позволило собрать безупречную доказательственную базу виновности, привлекаемого к уголовной ответственности лица.
Похожая ситуация возникла при защите прав потерпевшего в ходе расследования уголовного дела по ч.
159 УК РФ Мошенничество, совершенное в особо крупном размере с лишением права потерпевшего на жилое помещение.
С учетом сложности и запутанности дела, следователь, производивший расследование неоднократно выносил постановления о приостановлении производства по делу , которые по жалобе адвоката отменялись прокуратурой города.
Также по жалобе адвоката было отменено и постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления.
В дальнейшем по уголовному делу был вынесен приговор, подсудимый получил реальный срок лишения свободы, а в пользу потерпевшего по гражданскому иску был взыскан причиненный материальный ущерб.
Добиться подобного результата без помощи адвоката по защите прав потерпевших в уголовном деле было бы невозможно.
Мы всегда готовы прийти к Вам на помощь, на любой стадии уголовного дела наши адвокаты окажут квалифицированную юридическую помощь и смогут отстоять права потерпевшего перед следствием и судом.
Проект федерального закона О потерпевших от преступлений.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН.
О потерпевших от преступлений В целях обеспечения государственной поддержки потерпевших от преступлений, а также их близких настоящий Федеральный закон определяет принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших от преступлений далее потерпевшие , а также основы государственной политики в области их правовой, социальной защиты и порядок производства государством компенсационных выплат указанным лицам.
Основы правового статуса потерпевших.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том смысле, в каком они определяются в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Читайте также Не тяни кота за хвост, следователь.
Или как получить компенсацию за волокиту по уголовным делам.
Для целей настоящего Федерального закона.
1 потерпевший это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред;.
2 иждивенец лицо, которое имеет право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Правовые основы законодательства о потерпевших.
Законодательство о потерпевших основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Основные принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших.
Защита и восстановление прав, свобод и законных интересов потерпевших основывается на следующих основных принципах.
1 уважения прав и свобод человека и гражданина;.
2 равенства прав и свобод потерпевших независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;.
4 неотвратимости уголовной ответственности за совершение преступления;.
5 доступности правосудия;.
6 доступности разумного и справедливого возмещения вреда, причиненного преступлением;.
7 доступности государственной компенсации в связи с причинением потерпевшему вреда преступлением;.
доступности социальной и иной помощи;.
9 социального партнерства.
Потерпевший имеет право на.
1 информацию о своем правовом статусе, о ходе уголовного судопроизводства, о порядке возмещения вреда, причиненного преступлением, а также иную информацию, затрагивающую его права, свободы и законные интересы;.
2 доведение до сведения дознавателя, следователя, руководителей органов дознания и следствия, прокурора, суда своей позиции по вопросам уголовного судопроизводства, в части касающейся его прав, свобод и законных интересов;.
3 правовую и социальную помощь;.
4 получение справедливого и разумного возмещения вреда, причиненного преступлением и или государственной компенсации;.
5 обеспечение безопасности своей, а также близких родственников, родственников и близких лиц.
Потерпевший реализует права в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства и Федеральным законом О государственной социальной помощи.
Порядок возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением, и предоставления государственной компенсации.
Пределы ответственности за вред, причиненный преступлением Лицо, признанное вступившим в законную силу приговором суда виновным в совершении преступления, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях лицо, на которое законом возложена материальная ответственность за действия виновного лица, обязано возместить потерпевшему вред, причиненный преступлением, в размере, установленном вступившим в законную силу приговором суда или решением суда, вынесенным в порядке гражданского судопроизводства.
Цели государственной компенсационной деятельности.
Государство, выплачивая потерпевшему компенсацию, преследует следующие цели.
1 восстановления социальной справедливости;.
2 доступности и справедливости компенсации потерпевшему, в том числе в случаях, когда виновное в совершении преступления лицо не установлено, скрылось, не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказано;.
3 оперативности в решении вопроса о предоставлении компенсации потерпевшему.
Условия предоставления государством компенсации потерпевшему.
Государство гарантирует предоставление установленных настоящим Федеральным законом денежных компенсаций.
1 потерпевшему, который в результате совершения в отношении его преступления а получил тяжкий вред здоровью или заразился ВИЧ-инфекцией;б получил вред здоровью любой степени тяжести, если преступление было совершено близким родственником потерпевшего, от которого он находится в материальной зависимости;в стал жертвой сексуального насилия;г находится в затруднительном материальном положении, в связи с совершением в отношении него кражи, мошенничества, вымогательства, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленного уничтожения или повреждения имущества, при условии, что его ежемесячный доход ниже двукратного размера прожиточного минимума;.
2 иждивенцам потерпевшего, который умер в результате совершения преступления или в связи с полученным от преступления вредом здоровью.
Право на получение компенсации возникает с момента признания лица потерпевшим или с момента перехода прав потерпевшего в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, при соблюдении следующих условий.
1 заявление на компенсацию подано в течение трех лет с момента признания лица потерпевшим или наделения его правами потерпевшего;.
2 преступление совершено в отношении гражданина Российской Федерации либо на территории Российской Федерации, при этом в отношении иностранных граждан действует принцип взаимности;.
3 у потерпевшего в связи с причинением ему вреда преступлением не возникает право в соответствии с законодательством Российской Федерации или гражданско-правовым договором на получение социальных, страховых и иных денежных выплат, в противном случае он имеет право на компенсацию в размере разницы между выплатами, производимыми в соответствии с настоящим Федеральным законом и получаемыми по другим основаниям;.
4 потерпевший сотрудничает со следствием и не совершал противоправных или общественноопасных деяний, которые стали обстоятельством, способствующим совершению преступления.
Правовые основы деятельности Федерального фонда помощи потерпевшим.
В целях реализации обязанности государства выплачивать компенсацию потерпевшим создается государственный внебюджетный Федеральный фонд помощи потерпевшим, деятельность которого регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Положение о Федеральном фонде помощи потерпевшим утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Средства государственного внебюджетного Федерального фонда помощи потерпевшим образуются за счет штрафов, назначаемых в качестве уголовного наказания;государственных средств, полученных от конфискации имущества в порядке, установленном уголовным законодательством Российской Федерации;государственных средств, полученных от реализации вещественных доказательств по уголовному делу;сумм залогов, внесенных в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, и обращенных в доход государства;доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.
Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;добровольных взносов граждан и юридических лиц;поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством.
Виды и размеры государственной компенсации.
Размер компенсации определяется судом в порядке гражданского судопроизводства или в рамках гражданского иска в уголовном процессе.
Размер компенсации, во всяком случае, должен покрывать расходы.
1 по потере заработка исходя из размера, который бы покрывал разницу между размером среднего заработка дохода, денежного довольствия потерпевшего по месту работы службы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией, и размером заработка дохода, денежного довольствия потерпевшего по месту работы службы в месяц обращения за компенсацией.
При этом минимальный размер компенсации должен быть таким, чтобы сумма ежемесячного среднего заработка и компенсации составляла не менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а максимальный не более пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Компенсация выплачивается ежемесячно до восстановления трудоспособности.
В случае стойкой утраты трудоспособности размер компенсации определяется в соответствии с размером среднего заработка дохода, денежного довольствия потерпевшего по месту работы службы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией, которая выплачивается до приобретения потерпевшим права на пенсионное обеспечение;.
2 на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию потерпевшего, а также медицинскую и социальную реабилитацию близких родственников несовершеннолетнего потерпевшего при наличии прямых последствий преступления в объеме и размере не ниже установленных для застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Порядок оплаты дополнительных расходов, предусмотренных настоящим пунктом, определяется Правительством Российской Федерации;.
3 на погребение в части превышающей установленный законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле предельный размер социального пособия на погребение, исходя из стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Компенсация на погребение выплачивается лицу, за счет средств которого осуществлялось погребение потерпевшего;.
4 на содержание иждивенцев ежемесячно на каждого иждивенца до назначения пенсии по случаю потери кормильца и в течение года после назначения выплачивается компенсация в размере минимального размера оплаты труда.
Потерпевшим, предусмотренным подпунктом г пункта 1 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона выплачивается единовременная компенсация в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.
При исчислении размера компенсаций, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в отношении потерпевшего, не имеющего постоянного источника дохода, за основу берется сумма в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер компенсации определяется с применением районного коэффициента.
Суммы выплаченных компенсаций подлежат последующему взысканию с лица, признанного вступившим в законную силу приговором суда виновным в совершении преступления, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с лица, на которое законом возложена материальная ответственность за действия виновного лица, в пределах размера подлежащего возмещению вреда, установленного вступившим в законную силу приговором суда или решением суда, вынесенным в порядке гражданского судопроизводства.
Если суммы выплаченных компенсаций не покрывают размер вреда, причиненного преступлением, то они подлежат взысканию только после возмещения вреда в полном объеме.
Особенности реализации права на получение компенсации несовершеннолетним потерпевшим.
Если преступлением причинен вред несовершеннолетнему, который не занимается трудовой деятельностью, компенсация, предусмотренная пунктом первым части первой статьи 7 настоящего Федерального закона должна быть назначена одному из его родителей, усыновителей, опекунов, которые уволились с работы, перешли на другое место работы либо изменили существенные условия труда в целях осуществления ухода за несовершеннолетним потерпевшим, в связи с чем их доход сократился.
Если несовершеннолетний вел трудовую деятельность, то размер указанной компенсации может определяться на усмотрение его законного представителя с учетом мнения самого несовершеннолетнего либо исходя из размера среднего заработка дохода, денежного довольствия несовершеннолетнего либо исходя из размера среднего заработка дохода, денежного довольствия его законного представителя по месту работы службы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией.
Право на срочную компенсацию.
Лицо, указанное в пункте первом части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, подавшее заявление на получение государственной компенсации, имеет право при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 1 и 2 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, на получение срочной компенсации, если среднедушевой доход семьи такого лица не превышает двукратный размер величины прожиточного минимума.
Вопрос о выплате срочной компенсации решается в срок не более трех дней с момента обращения за ней в филиал территориального отделения Фонда помощи потерпевшим.
Срочная компенсация выплачивается ежемесячно до решения вопроса о наличии оснований для выплаты компенсации, предусмотренной статьей 8 настоящего Федерального закона, в размере, соответствующем величине прожиточного минимума, на потерпевшего, а на период его временной нетрудоспособности либо в случае стойкой утраты им трудоспособности, а также в случае смерти потерпевшего на каждого его иждивенца.
Выплаченные суммы срочной компенсации не подлежат возврату в случае принятия судом решения об отсутствии оснований для выплаты компенсации в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, когда потерпевшим или иждивенцами одновременно с получением суммы срочной компенсации на том же основании были получены суммы из других источников страховые, социальные, со стороны подозреваемого, обвиняемого или подсудимого и др.
Надзор за исполнением законов о защите прав потерпевших осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом О прокуратуре Российской Федерации.
Вступление настоящего Федерального закона в силу.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении после учреждения государственного внебюджетного Федерального фонда помощи потерпевшим.
Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Защита прав свидетелей в ходе уголовного судопроизводства.
Советы опытных адвокатов Предварительное расследование Защита прав свидетелей в ходе уголовного судопроизводства.
Свидетелем, согласно Российскому законодательству, называют человека, который может знать об обстоятельствах, значимых для процесса расследования и исхода уголовного дела.
Свидетеля можно вызвать в суд для дачи показаний только повесткой, составленной в соответствии с нормами закона.
Реалии судопроизводства таковы, что защита прав свидетелей часто становится такой же необходимостью, как защита пострадавшего или обвиняемого.
В ходе следствия человека, далекого от юриспруденции, легко можно ввести в заблуждение, ведь такие свидетели зачастую не знают законов и не осведомлены о своих правах.
На свидетелей могут оказывать давление, задавать им вопросы, не допустимые законодательством, в результате чего человека из очевидца можно сделать подозреваемого или даже обвиняемого.
Вот почему свидетель также нуждается в защите квалифицированного адвоката.
Кроме прочего, свидетелю обязательно нужно знать о своих обязанностях.
Законом предусматривается уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний, а также за необоснованный отказ от дачи показаний.
Адвокат свидетеля разъяснит своему клиенту все его права и обязанности, не позволит другим участникам процесса влиять на своего клиента и будет защищать его во время судопроизводства.
Поэтому свидетель по уголовному делу должен обезопасить себя от влияния обвиняемого, его адвоката, родственников и других заинтересованных лиц, чтобы процесс прошел для него безболезненно и без последствий.
Защита свидетелей это не только советы и разъяснения перед допросом.
Она включает в себя лаконичные консультации в ходе прохождения допроса, письменные замечания по окончанию допроса по поводу правильности ведения записей в протоколе, оформление и подачу заявления в случае, когда имели место нарушения прав и интересов свидетеля.
Адвокат поможет свидетелю реализовать свои права, к примеру, право на бесплатного переводчика в случае такой необходимости , право подачи жалобы на бездействие или действие следователя, прокурора, дознавателя и т.
Вот почему людям, проходящим свидетелями по уголовным делам, просто необходимо обратиться в специальное бюро за консультацией и помощью.
Наши специалисты, в работу которых входит защита свидетелей и потерпевших, окажут профессиональную помощь, которая даст человеку уверенность в том, что его права в ходе процесса не будут ущемлены.
Оказывая мощную психологическую поддержку во время неприятной процедуры допроса, наши адвокаты проследят за правильностью его проведения, не дадут сбить с толку неправомерными вопросами и требованиями.
Юристы нашего адвокатского бюро готовы помочь каждому, кому необходима защита в ходе следствия, каким бы сложным не оказалось дело.
Отличное знание закона и многолетняя успешная практика и позволяет нашим специалистам оказывать квалифицированную помощь свидетелям в любых, даже самых запутанных ситуациях.
Вы всегда сможете обратиться к нам за бесплатной консультацией, в ходе которой мы расскажем вам о том, каковы перспективы дальнейшего развития вашего дела.
Наши адвокаты защитят Вас на любой стадии дела.
Звоните прямо сейчас по телефону горячей линии и запишитесь на БЕСПЛАТНУЮ консультацию 7 812 903-41-46 или адвокату онлайн.
Потерпевший в уголовном процессе.
Адвокат Антонов А.
1 сентября 2021 года вступили в силу предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 228-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения законодательства.
Усовершенствовалась редакция ст.
42 УПК РФ, а также изменился круг лиц, которым потерпевший вправе заявить отвод.
С 1 октября того же года действует сформированная Федеральным законом от 18 марта 2021 года N 34-ФЗ О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации новая редакция ст.
128 ГК РФ, определяющая круг объектов гражданских прав.
И пусть они не столь значимы для совершенствования общей характеристики статуса потерпевшего, правовое положение потерпевшего все же следует исследовать.
Причем не только как отдельно взятое явление, но и в комплексе с моментом появления рассматриваемого участника уголовного судопроизводства, а равно полным кругом его прав, обязанностей и ответственности в уголовном процессе.
Потерпевшему и до этого посвящались различного рода произведения.
Искомый правовой институт был проанализирован в рамках диссертационных исследований.
Однако все они были довольно давно, и ни в одном из них не сделано детального анализа реализованных законодателем в ст.
42 УПК РФ формулировок.
В настоящее время правоприменитель вынужден пользоваться имеющимися в продаже комментариями к УПК РФ, учебниками уголовного процесса и другой учебной литературой, в которой авторы касаются вопросов, связанных с дефиницией потерпевший , а также с предоставленными рассматриваемому участнику уголовного судопроизводства возможностями.
Нередко в таких комментариях, учебниках и иных публикациях названный правовой институт раскрыт недостаточно полно.
Некоторые авторы целыми абзацами переписывают разъяснения содержания ст.
42 УПК РФ из других работ, ссылаются на статьи УПК РСФСР, употребляют такие понятия из ранее действовавшего УПК РСФСР, как лицо, производящее дознание , народные судьи , искажают в сносках информацию об авторстве цитируемых ими источников.
К тому же статус потерпевшего неоднократно в последнее десятилетие подвергался трансформации.
Его усовершенствовали Федеральные законы от 30 декабря 2015 года N 440-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя ; от 30 марта 2015 года N 62-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора , от 28 декабря 2013 года N 432-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве и от 29 декабря 2010 года N 433-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов положений законодательных актов Российской Федерации.
Уже только поэтому, полагаем, имеется настоятельная необходимость анализа правовой основы правового положения потерпевшего в уголовном процессе.
Прежде всего текста ст.
42 УПК РФ, которая так и называется Потерпевший.
Ранее нами уже осуществлялась работа в этом направлении, но и с момента опубликования ее результатов прошло значительное время.
Оно свидетельствует о важности переосмысления части ранее заявленных нами положений.
Согласно ст.
2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
В случае совершения преступления основным субъектом, на сторону которого встает государство, является пострадавший.
В уголовном процессе такое лицо признают потерпевшим.
Понятие, права, обязанности и ответственность названного субъекта уголовного процесса и предполагается раскрыть в настоящей публикации.
Последняя не претендует на роль монографического исследования.
Однако ее подготовка была нацелена на восполнение существующего пробела в правовой литературе.
Сделать это мы попытались, проведя подробный анализ содержания ст.
Особенностью настоящей работы является то, что в ней мы изложили результаты осуществленного нами ознакомления с выводами и мнениями, опубликованными более чем в двадцати комментариях к УПК РФ, в нескольких десятках учебников уголовного процесса и в ряде других учебных и научных работ, в которых авторы касались положений, закрепленных в искомой статье закона.
Итак, приступим к разъяснению содержания ст.
Последняя состоит из одиннадцати частей, в первой из которых законодатель предпринял попытку сформулировать определение понятию потерпевший и требования к моменту вовлечения лица в названном качестве в уголовный процесс.
Первое и, в определенной степени, второе предложения ч.
42 УПК РФ это дефиниция потерпевший.
В частности, здесь записано следующее.
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.
Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда см.
образец в соответствующем разделе в конце настоящей работы.
Между тем лицо, которому преступлением причинен вред, не только не всегда является потерпевшим в уголовно-процессуальном смысле этого слова, оно вообще может не быть участником уголовного процесса.
Пока еще значительное число преступлений остаются латентными.
По ним не осуществляется уголовно-процессуальной деятельности и, как следствие тому, не может быть участников такой деятельности потерпевших.
Иначе говоря, не всегда физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и или деловой репутации является потерпевшим в уголовно-процессуальном смысле этого слова.
Более того, оно таковым становится не с момента причинения ему вреда и даже не после начала уголовного процесса, а лишь вследствие того, что составлен специальный процессуальный документ постановление определение о признании его потерпевшим.
Гражданин, которому преступлением причинен вред, а также организация предприятие, учреждение , имуществу и или деловой репутации которой преступлением причинен вред, может участвовать в уголовном процессе в качестве потерпевшего, пользоваться соответствующими процессуальными правами, в том числе закрепленными в ч.
42 УПК РФ, и нести определенные обязанности только после того, как вынесено постановление определение о признании его ее потерпевшим.
Но и после сделанных нами выше пояснений характеристика понятия потерпевший , использованного законодателем в ст.
42 УПК РФ, не будет полной, если мы не обратим внимания правоприменителя еще на один момент.
В анализируемой статье закона не всегда под потерпевшим понимается одновременно и физическое, и юридическое лицо.
Ряд прав которые якобы, имеются у потерпевшего, на самом деле имеются лишь у физических лиц.
К уголовной ответственности юридическое лицо привлечь невозможно, так как по российскому уголовному законодательству преступления совершаются лишь физическими лицами.
Трудно представить также привод юридического лица или ознакомление его с материалами уголовного дела.
Таким образом, стоит уточнить, что в п.
42 УПК РФ законодатель под потерпевшим понимает только ту разновидность указанного субъекта уголовного процесса, коей признаны физические лица.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату.
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве 7 499 288-34-32 или в Самаре 7 846 212-99-71 круглосуточно , или приходите к нам в офис на консультацию по предварительной записи.
Средства защиты жертв преступлений должны быть эффективнее.
9 сентября 2021 г.
Эксперты предлагают разработать и принять закон о потерпевших от преступлений.
9 сентября члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации обсудили проект тематического доклада Уполномоченного Защита прав потерпевших в уголовном процессе.
Заседание прошло преимущественно в очном формате.
В режиме видео-конференц-связи в заседании приняли участие президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президент ФПА РФ Генри Резник.
Высоко оценив качество доклада, они высказали мнение, что в основном нарушения прав потерпевших происходят на стадии возбуждения уголовного дела, и раскрыли причины этого.
Также Юрий Пилипенко высказался в пользу необходимости соблюдения баланса между интересами потерпевших и тех, кого обвиняют в совершении преступлений, пояснив, что, судя по количеству и пропорции обвинительных и оправдательных приговоров, на стадии судебного разбирательства у потерпевших дела обстоят более чем позитивно, чуть хуже обстоят дела с защитой прав обвиняемых.
Доклад представили первый врио руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ И.
Чечельницкий и начальник Управления защиты прав человека в уголовном процессе Л.
Эксперты рассмотрели основные положения доклада, обсудили проблемы защиты прав потерпевших, внесли свои дополнения и рекомендации.
В результате совместной работы была принята соответствующая резолюция.
Замечания экспертов будут учтены в итоговой редакции доклада.
Проект предусматривает ряд предложений, адресованных органам государственной власти.
Так, Федеральному Собранию Российской Федерации предлагается разработать законопроекты о потерпевших от преступлений и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве, а также определить правовые основы создания и деятельности фонда поддержки потерпевших.
Правительству РФ будет предложено внедрить автоматизированную систему регистрации и учета сообщений о преступлении, а также совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации ввести системное государственное статистическое наблюдение за соблюдением прав потерпевшего в уголовном процессе, изменив критерии в системе отчетности правоохранительных органов, считая при этом главным обеспечение прав и законных интересов потерпевшего.
В тексте доклада приводятся сведения о количестве жертв преступлений, правах потерпевших в уголовном процессе, обращениях пострадавших в результате преступлений, поступивших Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Самым распространенным нарушением является незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, говорится в документе.
Длительные сроки принятия решений о возбуждении уголовного дела ведут к утрате доказательств, возможностей розыска лиц, причастных к совершению преступления, сокрытию имущества, на которое могло быть обращено взыскание.
В текущем году Конституционным Судом Российской Федерации далее КС РФ принято важное решение по вопросу нарушения права потерпевших на осуществление судопроизводства в разумный срок.
Законодателем уже внесены соответствующие поправки, однако они не в силах разрешить системные проблемы нарушения права пострадавших от преступлений на доступ к правосудию.
Неэффективность правовых средств защиты прав жертв преступлений заставляет их обращаться в Европейский Суд по правам человека далее ЕСПЧ.
По искам против Российской Федерации только за первое полугодие текущего года ЕСПЧ признал в отношении 21 потерпевшего нарушение ст.
13 Право на эффективное средство правовой защиты Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод далее Конвенция и 7 потерпевших нарушение ст.
6 Право на справедливое судебное разбирательство Конвенции.
Размер компенсации по данным решениям составил свыше 1,2 млн евро 1 215 903,5.
размер компенсации по данным решениям составил почти 11 млн евро 10 917 799.
Анализ решений Европейского Суда по правам человека свидетельствует, что проблемы защиты прав человека на стадии предварительного расследования связаны с вопросами неэффективности расследования уголовных дел.
Решения Конституционного Суда РФ, возлагающего на федерального законодателя обязанность внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, не выполняются своевременно, остается также актуальным вопрос исполнения приговоров суда по удовлетворенным судами гражданским искам о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Лица, потерпевшие от преступлений, не являются центральной фигурой для правоохранительных органов.
Их обращения к уполномоченным по правам человека, как правило, происходят после длительного и мучительного хождения по кабинетам правоохранительных органов, многочисленных жалоб и обращений к должностным лицам, в обязанности которых входит обеспечение им доступа к правосудию.
Для изменения сложившейся ситуации требуется система мер и совершенствование нормативного регулирования порядка приема, регистрации и проверки обращений потерпевших, и совершенствование процессуального регулирования возбуждения уголовного дела , сказано в документе.
В нем также отмечается, что до настоящего времени не решен вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти; сокращение полномочий прокурора не способствует обеспечению законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Содержится указание на необходимость в создании фонда поддержки потерпевшим как это практикуется в зарубежных странах , откуда им будет оказана необходимая помощь не только в возмещении ущерба, но и вреда, например, вреда здоровью, причиненных преступлением.
В документе обозначены проблемы и направления совершенствования правоприменительной практики в вопросах защиты прав потерпевших судебной практики, деятельности органов дознания и следствия; с учетом решений ЕСПЧ, КС РФ, международного опыта, предложений ученых, собственных обобщений.
Приводятся аргументы создания автоматизированной система учета, позволяющей своевременно и без споров решать вопросы о направлении заявлений компетентным органам расследования и оставлять их на контроле до самого принятия решения о начале расследования.
Заявления и сообщения могут направляться в автоматизированную систему через различные органы полицию, медучреждения, контрольные органы и др.
в зависимости от того, где, когда и какое совершено преступление.
Обязанность рассмотреть каждое из сообщений, дать заявителю ответ о дальнейшем движении дела и отражать эти данные в автоматизированной системе закрепляется за компетентными должностными лицами.
Даются общие рекомендации по повышению эффективности защиты прав человека.
Комментируя обсуждение доклада, вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП г.
Москвы Генри Резник отметил, что необходимо вносить изменения в процедуру возбуждения уголовного дела.
Эта стадия, которая не была известна в Российской империи и в первые годы существования Советского государства, претерпела за последнее время кардинальные изменения, в результате чего доследственная проверка превратилась в полноценное расследование, лишенное процессуальных гарантий.
До возбуждения уголовного дела можно провести любые следственные действия экспертизы, осмотры, опознания.
В результате таких улучшений эта проверка оказалась совершенно непригодной.
И единственная причина постоянного разбухания доследственной проверки и препятствования возбуждению уголовного дела, банальная причина при существующей системе оценки следственные органы опасаются прекращения уголовного дела, поэтому предпочитают просто не возбуждать его, порой нанося тем самым ущерб правам потерпевшего , отметил Генри Резник.
Он сказал, что трехдневная проверка вначале проводилась для того, чтобы отбраковать явно фейковые сообщения о преступлениях , а далее дело возбуждалось и шло обычное расследование.
Цель-то была благая предупредить необоснованные решения об уголовном преследовании, а на деле она лишила потерпевших права на доступ к правосудию, добавил вице-президент ФПА РФ.
Второй, более дискуссионный, вопрос о возмещении потерпевшему от преступления ущерба не преступником, а государством или каким-то фондом.
В ряде стран это существует, но у нас нужно при создании такого фонда учитывать экономические возможности государства и определить какие-то категории дел и наиболее социально незащищенных потерпевших, которым бы выплачивался ущерб в первую очередь , полагает Генри Резник.
Говоря о том, являются ли потерпевшие менее защищенной группой, чем обвиняемые, адвокат однозначно заявил, что равенства прав здесь нет и быть не может, так как в отношении обвиняемых действует презумпция невиновности, а потерпевших защищает государство.
Наконец, затронув тему возможного расширения полномочий прокуратуры, вице-президент ФПА РФ напомнил, что прокурор является хозяином уголовного преследования, предварительное следствие проводится для поддержания прокурором обвинения в суде.
Однако, после провозглашения принципа самостоятельности следствия, на практике роль прокурора стал исполнять начальник следственного отдела.
В докладе, по его словам, отмечается, что контроль усилился, но прокурор лишился ряда полномочий, он не вправе прекратить уголовное дело, он даже не утверждает обвинительного заключения, но вправе вернуть дело следователю.
И этот пинг-понг может продолжаться месяцами, что затрудняет реализацию потерпевшими своих прав.
Доклад Уполномоченного по правам человека получился вполне добротный, и это наша общая позиция с уважаемым Генри Марковичем Резником, также принимавшим участие в его обсуждении, сказал президент ФПА РФ Юрий Пилипенко.
Тем не менее я высказался в пользу необходимости соблюдения баланса между интересами потерпевших и тех, кого обвиняют в совершении преступлений.
Он пояснил, что, судя по количеству и пропорции обвинительных и оправдательных приговоров, на стадии судебного разбирательства у потерпевших дела обстоят более чем позитивно.
Чуть хуже обстоят дела с защитой прав обвиняемых, считает Юрий Пилипенко.
Президент ФПА РФ о.
На это, по его мнению, нужно обратить особое внимание, в том числе и для того, чтобы понимать, где и в каком месте требуется расшивать узкие места.